Андреев Леонид - Татьянин День
Андреев Леонид
ТАТЬЯНИН ДЕНЬ
Чувствую, что немного грешу против своеобразной газетной этики - заводя
речь о праздновании Татьянина дня неделю спустя после того, как день этот был
отпразднован. Но дело в том, что каких бы то ни было практических результатов
от своей статьи я не ожидаю, а для теоретического обсуждения вопроса настоящий
момент является наиболее удобным: страсти поулеглись, кто хотел напиться,
напился и даже полностью проспался, кто хотел искупаться в аквариуме,
искупался и совершенно просох, - время самое благоприятное для трезвых речей и
трезвости.
Каждый год, смущая своим постоянством всех друзей русской
действительности, возникает и на все лады трактуется один и тот же вопрос:
нужно ли на Татьянин день напиваться или можно обойтись без пьянства, и не
только можно, но даже и должно. И каждый год раздаются настойчивые призывы к
трезвости - и каждый год Эрмитажи, Яры и Стрельны полны пьяной, безумствующей
толпой, вызывающей и смех, и жалость, и отвращение. Точно так же было и в
нынешнем году, с той, впрочем, существенной разницей, что призывы к трезвости
были не так настойчивы, а толпа вместе с тем значительно реже и малочисленнее
и безумство ее сдержаннее. Было ли последнее явление счастливой случайностью,
или же действительно жизнь начинает подаваться в сторону тех, кто желал бы
вывести ее на дорогу разумности, - во всяком случае, это приятно и дает
надежду, что дикая связь университетской Татьяны с винной монополией и Яром
будет наконец разрушена.
Среди мнений, высказанных по поводу празднества, одно имеет особенно много
сторонников, именно ввиду своего двойственного характера, дающего почву и
нашим и вашим. Нельзя - говорилось - предписывать человеку форму, в какой он
должен проводить дорогой ему праздник; если человек желает провести оный день
в трезвости, тем лучше, но если он захочет в этот день выпить - то и тут мы не
имеем права ему препятствовать или читать ему наставления. Рассуждение мудрое
и политичное.
У исконного обывателя есть много праздников. Повышение по службе получил -
праздник; Анну на шее повесили - праздник; сам или сама именинница - тоже
праздник. И в области этих торжественных дней обыватель в полном смысле сам
себе господин: не только имеет право упиваться до зеленого змия, но, если
вздумает, от полноты сердечных чувствований, на четвереньках ходить - само
начальство никаких серьезных возражений представить не может. Разве только
дарвинизм в этом усмотрят, ну, тогда, заставят выпрямиться, а то - сколько
угодно. И обыватель издревле пользуется предоставленным ему правом проявлять
инициативу в отношении своих обывательских праздников: печет пироги, танцует
падэспань и ходит на четвереньках. Но есть праздники, в которых, по самому
существу их, обывательскому самоопределению полагается известный предел. Ибо
если тот же способ выражения чувств он пожелает применить на празднике
пятидесятилетия со дня смерти Гоголя - это будет не совсем удобно и вызовет
справедливые нарекания. Широкий общественный характер указанного празднества
ставит обывателя в необходимость проявлять свои чувства как-нибудь менее
оригинально, но в большем соответствии с памятью великого писателя.
Каждый Божий день обыватель волен напиваться, влезать на эстраду и
дирижировать оркестром, забираться во всей амуниции в бассейн и плавать там в
виде диковинной лягушки, скандалить на улице и попадать в участок, - но
существует в году один день, в который воздержание от спиртных напитков
яв