Андреев Леонид - Л А Сулержицкий
Андреев Леонид
Л. А. СУЛЕРЖИЦКИЙ
Лев Антонович Сулержицкий - один из самых талантливых и своеобразных
людей, каких только может породить русская полуфантастическая
действительность. Когда-то страстный толстовец, претерпевший жестокие гонения
за отказ отбывать воинскую повинность, потом близкий друг и наперсник Л.
Толстого, организовавший отправку духоборов в Канаду и сам лично возивший их
(об этом он оставил книжку, живую и талантливую, как все, что он делал), - во
второй половине жизни своей он неожиданно склоняется к театру и служит ему так
же страстно и горячо, как раньше толстовским идеям "непротивления злу".
Художник-живописец, Лев Антонович окончил Строгановское училище. Он в то же
время и "штурман дальнего плавания", на что имеет заслуженный диплом, он и
режиссер Художественного театра и его молодой Студии. Близкий к К. С.
Станиславскому, он вместе с ним ставил "Синюю птицу", его постановка, если не
ошибаюсь, и "Сверчок на печи", положившая начало крупному успеху Студии.
Сулержицкого ("Сулера", как дружески его звали), искренно и нежно любили
все, кто только знал его; когда-то звал его своим другом и М. Горький. И еще
нынешней осенью я видел в Москве молодых и таких славных артистов Студии,
глубоко опечаленных смертельной болезнью (нефрит) своего товарища, учителя и
вечного поджигателя, всякий свой путь знаменовавшего искрами и огнем. Мы
сидели в комнате Сулержицкого, и всем она своими портретами-автографами,
рисунками костюмов, шаржами и карикатурами, скромная, как келья
художника-монаха, казалась осиротевшею, уже лишенною своей светлой души.
Умер Л. А. сравнительно молодым - это опечатка, что ему было 60 лет, ему
было сорок с немногим - и смерть, будто бы всегда приходящая вовремя, его
убила глупо и зло.
Как электрический скат, он был заряжен необыкновенной живучестью и той
кипучей силой, что кажется почти неистощимой в своих разнообразных проявлениях
и неутомимом движении. Он и пел прекрасно и, захоти, рассказывал чудесно, в
литературную ткань рассказа вплетая, с искусством талантливого имитатора,
подлинные слова и жесты каких-нибудь сартов или иных восточных людей; он, в
молодые годы свои, мог плавать, как рыба, и бегать быстро, как ветер.
Широкая публика той же Москвы мало знала Л. А. Сулержицкого. Слишком
скромный, даже до болезненности скромный, он всегда искал самой густой тени,
где бы спрятаться самому и скрыть свою талантливую и энергичную работу.
Однажды его пригласили в большой драматический театр главным режиссером - и он
отказался, считая себя еще только "учеником", и никто об этом не узнал, и
нигде об этом не было напечатано. И те, кто так часто упрекает Художественный
театр в бездеятельности или холодности, не подозревают, сколько в среде его
таких горячих, бескорыстных и удивительно талантливых работников, каким был
покойный Л. А. Сулержицкий.
Так печально, что он умер.